Затяжной запуск мотор-компрессора холодильника
Запуск мотор-компрессора с момента замыкания контактов терморегулятора нормально длится не более 1—2 с. Если ротор за это время не развернется и будет оставаться неподвижным, то большой ток, протекающий по цепи рабочей обмотки, приведет к.срабатыванию защитного реле. Во многих случаях мотор-компрессор может запуститься при последующем замыкании контактов защитного реле, а иногда лишь после двух-, трехкратного срабатывания.
Нарушено крепление реле. Если реле не будет находиться в вертикальном положении согласно метке, имеющейся на его корпусе, то сердечник пускового реле не сможет нормально втягиваться в соленоидную катушку и контакты не будут быстро замыкаться. В этом случае реле следует правильно установить и надежно закрепить.
Неисправность пускового реле. Проверить, происходит ли затяжной запуск мотор-компрессора по вине пускового реле, можно несколькими способами.
Проще всего это сделать путем его замены новым, соответствующим по типу (реле РТП-1 и РТК-Х взаимозаменяемы) и номинальному току. Нормальный запуск мотор-компрессора с новым реле будет указывать на неисправность реле, стоящего в холодильнике.
При отсутствии нового реле запуск мотор-компрессора можно проверить включением двигателя в сеть напрямую, без реле или только без пускового реле, но с защитным реле в цепи двигателя. Последний способ исключит возможность какого-либо непредвиденного перегрева обмоток.
Для запусков мотор-компрессора без реле рекомендуется иметь несложное устройство, состоящее в основном из двухжильного провода длиной 1,5 м, штепсельной вилки, кнопки (звонкового типа) с нормально разомкнутыми контактами и трех зажимов типа «крокодил». Зажимы должны быть снаружи тщательно изолированы и иметь соответствующие обозначения (Р, П, О) для правильного их присоединения к проходным контактам.
Запускают мотор-компрессор в следующем порядке: вначале следует вынуть вилку холодильника из штепсельной розетки сети и освободить проходные контакты от реле или присоединенных к ним проводов. Определив, как присоединены концы обмоток к проходным контактам, надо надеть на них соответственно зажимы устройства. Вставить вилку устройства в розетку сети и быстро, на 1—2 с, нажать на кнопку для включения пусковой обмотки.
Реле РТП-1 и РТК-Х, расположенные на проходных контактах, следует снять и, не трогая проводов, надетых на клеммы, соединить трехжильным проводом гнезда реле с соответствующими проходными контактами. Не вставляя провод в гнездо 1 реле, включить терморегулятор и вставить вилку холодильника в розетку сети. Быстро, на 1—2 с, замкнуть свободный провод с гнездом 3 реле.
При расположении этих реле на раме мотор-компрессора вынуть провод из гнезда 1 реле и сделать так же, как указано выше. Перед выполнением указанных работ всегда должен быть включен терморегулятор.
При гарантийном обслуживании холодильника неисправное реле следует во всех случаях заменить, предварительно проверив его без нарушения пломбировки. Для проверки можно применить авометр, омметр или лампочку от карманного фонаря и батарею 3336Л (4,5В).
Пусковое реле проверяют следующим образом. Реле РТП-1 или РТК-Х ставят на стол противоположно их рабочему положению, т. е. стрелкой вниз, и проверяют цепь между гнездами 1 и 3 или между гнездом / и нижней клеммой у реле РТП-1 и верхней клеммой у реле РТК-Х. Реле LS-08B кладут тыльной стороной вверх (противоположно рабочему положению) и проверяют цепь между клеммами / и 2 или / и 3. Реле ДХР кладут клеммной площадкой вверх и проверяют цепь между клеммами 1 и 3 или 1 и 4.
При неисправности пускового реле во всех случаях цепи не должно быть. Следует, однако, иметь в виду, что при проверке цепи пусковых реле РТК-Х и LS-08B вышеуказанными способами отрыв контакта не всегда может быть обнаружен, так как у этих реле имеется две пары кантактов и при отрыве одного из них цепь при нерабочем положении реле может замыкаться через токопроводящую планку контактодержателя.
Если срок гарантии на холодильник прошел, то надо, установив, в чем заключается неисправность пускового реле, устранить ее. Затяжной запуск мотор-компрессора обычно бывает при подгорании контактов, реже из-за заеданий сердечника в соленоидной катушке.
В зависимости от состояния контактов их следует аккуратно зачистить самой мелкой шкуркой и промыть спиртом. Для проверки касания контактов при их замыкании реле следует повернуть противоположно его рабочему положению. В реле РТП-1 для обеспечения касания контактов друг друга с некоторым давлением надо подогнуть планку с неподвижным контактом.
Низкое напряжение в сети. Если запуск мотор-компрессора при замене пускозащитного реле по-прежнему остался затяжным, то рекомендуется проверить напряжение в сети в момент включения мотор-компрессора. При напряжении ниже оговоренного в заводской инструкции по пользованию холодильником обеспечить нормальный запуск мотор-компрессора не представляется возможным.
Неисправность холодильного агрегата. При отсутствии названных неисправностей, связанных с пускозащитным реле, и нормальном напряжении в сети необходимо проверить исправность мотор-компрессора.
Затяжной запуск мотор-компрессора может происходить в случаях повышенного трения (небольших заеданий) между отдельными трущимися частями (коленчатым валиком в подшипниках, поршнем в цилиндре) компрессора или ротора в статоре. Для того чтобы в этом убедиться, надо запустить мотор-компрессор, включив его напрямую в сеть.
При обнаружении неисправности мотор-компрессора холодильный агрегат следует направить на ремонт в мастерскую.
Частое включение мотор-компрессора (большое количество циклов в час) Холодильники обычно работают с 4—8 включениями мотор-компрессора в час, что определяет продолжительность одного цикла примерно в 8—15 мин. При нормальных условиях эксплуатации (коэффициент рабочего времени 0,25—0,35) продолжительность работы мотор-компрессора в цикле составит 2—4 мин.
Большое количество циклов нежелательно, так как при очень коротком времени работы мотор-компрессора в цикле (в пределах минуты) электродвигатель будет работать с повышенной потребляемой мощностью, а рабочая обмотка статора, не успевая охладиться за короткое время простоя, будет перегреваться. Кроме того, частое размыкание контактов терморегулятора и пускового реле будет отрицательно влиять на их стойкость.
Неправильное крепление трубки сильфона. В холодильных агрегатах с алюминиевыми испарителями трубку сильфона обычно прикрепляют к стенке испарителя через пластмассовую прокладку или на ее конец надевают хлорвиниловую трубку. При креплении трубки непосредственно к стенке испарителя она (благодаря хорошей теплопроводности алюминия) будет быстро охлаждаться и часто отключать мотор-компрессор.
Чтобы уменьшить количество циклов до нормального (не более 8 циклов в час), следует проложить между трубкой сильфона и стенкой испарителя прокладку из пластмассы (полистирола, текстолита и др.) толщиной 1—2 мм
в зависимости от результатов (с увеличением толщины прокладки количество циклов будет уменьшаться) или надеть полиэтиленовую или полихлорвиниловую трубку на конец трубки сильфона, прижимаемый к стенке испарителя.
Следует учесть, что уменьшение количества циклов в час может привести к некоторому понижению температуры в камере. Поэтому, чтобы сохранить температуру, рекомендуется перевести ручку терморегулятора на 1—2 деления шкалы в сторону положения «Выключено».
Компания «РемХолд» произведёт качественный ремонт холодильника по низким ценам!